На главную
 
Татарское "богоискательство" и пророческий ислам
 
Проблема "вечного двигателя" и ислам
 
Символ веры Насафи
 
Матрица сердца
 
Мактубат
 
Магрифат - познание
 
Накшбандия путь великих
 
Качества суфия
 
Краткий словарь суфийских терминов
 
Заказывайте книги
 

 

Курбан-байрам — праздник Веры

(выступление Валиуллы хазрата Якупова на праздничном вечере, состоявшемся 11 января 2006 г. в здании Татарской государственной филармонии им. Г. Тукая.)

Касаясь смысла и идеи праздника Курбан байрама, очевидно, что в его основе лежит идея единения. Вы знаете, что с ним связано проведение обрядов хаджа. Именно в этот момент происходит великое собрание верующих в священной Мекке. Остальные мусульмане собираются в мечетях на праздничные молебны. В Татарстане в гаеде приняло участие свыше 100 тысяч человек. Это те, кто пришёл в мечети, т.е. это в основном мужчины, наши верующие женщины смотрели праздничную молитву по телевизионным трансляциям. Помимо молитв в мечетях к этим праздникам приурочены и зрелищные мероприятия, так как в хадисах говорится: (У Термези от Анаса ибн Малика что это — два лучших праздника, в которые надо забавляться и веселиться). В дни гаеда устраивались представления, игралась музыка, одевалась лучшая одежда, так происходит и до сего дня.

Коран учит нас признавать всех пророков, вот почему центральным событием главного праздника мусульман являются отнюдь не события, связанные с биографией нашего Пророка Мухаммада (с.), а древние истории, главными действующими лицами которых выступают пророки Ибрагим и Исмаил. Коран хочет напомнить о древних корнях и истоках единобожия, что все пророки и писания имели ту же цель: напомнить людям о присутствии Создателя и о конечности жизни на земле. В этом заключена исламская концепция человечности: после прощения греха первочеловеку, Бог сказал людям: «Вам будет дано от меня руководство; кто последует руководству моему не будет знать ни страха, ни печали» (2–38).

Цепь пророчество прекратилась и сейчас функция распространения Истины легла на всех нас, на всех мусульман. Мы должны вести дагват, т.е. приглашать в Ислам. Известен аят: «Призывай на путь Божий мудростью и добрым увещанием: оспаривай их с кротостью» (16–25). Из этого аята видна обязанность нас как призывающих обрести некоторую мудрость. И очень важно понимать, что сердце — область и тайна Бога. Принятие конкретным человеком Ислама — это исключительно прерогатива милости Бога. Мы скорее свидетельствуем по слову Божьему: «Мы сделали вас посредствующим народом, чтобы вы свидетельствовали о других людях» (2–145).

Ислам долгое время находился под внешним влиянием, под деформацией, до понятия сунны исказилось и свелось к сфере индивидуального гыбадата, сейчас необходимо восстанавливать общественное измерение действия сунны. Вот этот вечер — один из примеров этого.

Ценность и преимущество Ислама в наличии Слова Божьего — Корана. Причём это слово не только звук и буквы, тексты, над которыми вечно спорят юристы и богословы. Не только, Коран получил своё земное воплощение в личности нашего Пророка Мухаммада — характер и поведение которого и был самим Кораном. Ведь он был человеком великого нрава.

Эта личность, этот образец человечности воспитал вокруг себя поколение сахабов — лучших людей. Именно лучших, так как они впитали в себя этот благонравный образ, цельный и гармоничный.

Сахабы воспитали табиинов, те в свою очередь табгу-табиинов и т.д. В результате возникла живая традиция полного понимания Ислама и Корана, пронзающая века и связывающая нас с Посланником Божьим. И эта связь не укладывается лишь в вербальное пространство. Исламу в этом смысле так повезло — у нас есть не только текст, есть живая традиция его адекватного понимания и овеществления и одухотворения. Если в некоторых религиях остался по сути только текст, превратившийся в сухое законничество, если у других наоборот отсутствует адекватный текст, только в Исламе сохранен и адекватный текст и его живая традиция очеловечивания, земного претворения по образцу Пророка Мухаммада (с.). Поэтому Коран — это не только текст, его закон имеет и своё человеческое измерение и воплощение.

Вот почему Ислам в отличии от других вероисповедных систем не распадается на различные конфессии. Нашу религию спаивает вот эта живая сторона Божественного текста. Поэтому не всегда полезно зацикливаться на формальных противоречиях хадисов, а воспринимать сунну как гармоническое целое. Можно ли упрямо гордиться исполнением жестов в намазе и быть грубым, неуважительным к собратьям по вере. Достигается ли пророческий идеал лишь через жесты? Не менее важным элементом сунны является щедрость, уважение к окружающим...

Да, было атеистическое время, время запретов, когда Ислам был вытеснен из всех сфер общественной жизни и замкнут только в узкие рамки культовой сферы. Именно поэтому сунна воспринималась только как касающаяся лишь вопросов намаза, поста и курбана. Но, конечно, сунна гораздо шире и объемнее только этой сферы. Сейчас нам важно хотя бы психологически изжить это родимое пятно атеизма, что при упоминании слова сунна и следовании сунне возникает лишь суженная сфера гыйбадата.

Пророк, например, был так щедр, что в его доме по два месяца не зажигали огонь для готовки горячей пищи — всё раздавалось в милостыню, а домашние ели только финики с водой. Как видим, упорство в следовании сунне можно проявлять в том числе и с пользой для других.

Если мы больше будем проявлять старание в восстановлении сунны в общественном разрезе, будем и более вознаграждаемыми.

Факт проведения таких праздников — это восстановление общественной мусульманской жизни, очевидное следование сунне.

Мусульмане должны быть и в бизнесе, и в производстве, и в культуре. Это должно происходить естественным образом, в первую очередь через молодёжь. Мы должны актуализировать многие религиозное обязанности Ислама, которые пока ещё всё так и остаются лишь на бумаге и в виртуальном виде, отсутствуя в реальной жизни. Например, вакуфы, вакуфное имущество. За эти последние постперестроечные годы ни одного вакуфа не было сделано в Татарстане, т.е. эта важная сунна так и остается потенциальной, но не осуществленной. Как видите, задач много, возрождение сунны лишь началось и оно не сводится лишь к намазу, сунна должна быть во всём, только тогда она будет гармоничной.

Некоторые поколения жили в условиях угасания веры, когда на их глазах рушились мечети, вымывался шариат из сознания людей. Нам с вами повезло: мы живём, когда происходит усиление нашей религии. Вчера в мечетях республики молилось более 100 тысяч человек. Конечно это приблизительная цифра. Много это или мало. По сравнению с советским периодом, конечно, это прогресс. Но если сравнивать с мусульманским населением республики, это мало. Значит, нам необходимо совместно умножить усилия по распространению знаний о нашей религии.

Мы живем в очень грешное время и количество наших грехов о которых мы даже не задумываемся может быть несчётным. Вы все знаете пессимистов среди нас, которые находят кресты на рублях, на паспортах, или талдычат о том, что Центробанк РФ отпускает рубли только под процент по ставке рефинансирования и таких вещей можно насчитать много. Но слава Богу, в нашей религии предусмотрены такие акты поклонения как, например, Курбан — жертвоприношение. Это своеобразный бонус, преференция для нас, так как сделавший этот акт богопоклонения избавляется от грехов по числу шерстинок жертвуемого животного. Очевидно, что все накопившиеся за год неосознанные и ненамеренные грехи можно списать таким очень доступным способом. Меня удивляют люди, которые не пользуются этой милостью Всевышнего, оправдываются своей бедностью. Но ведь бедным разрешается всё мясо оставить для своих нужд, им можно не делиться с другими. Делить мясо на три части — это правило для богатых. Посмотрите, насколько облегчает Бог нам искупление грехов. Нам остается лишь не быть равнодушными, использовать эти невиданные щедрые милости.

Обращенность к истории явственно показывает универсализм и глобального Ислама, его обращенность ко всему человечеству. Это религия не только будущего, но и всего нашего прошлого. Смысл этого в том, что это религия социального и исторического оптимизма. Единобожие и его сторонники были всегда, даже в самые темные и страшные периоды времени. Поэтому мы не должны жаловаться на обстоятельства жизни, а делать свой вклад в торжество Ислама.

Ведь не всем повезло с верой. Даже арабы, несмотря на знакомство с Кораном с детства, лишены счастья быть в Исламе: в Египте — 15 млн. христиан, в Ливане — большинство населения — не мусульмане. А ученые — исламоведы, которые каждодневно читают Коран, но лишены чуда веры! Нам повезло, мы избраны — так как обладаем тауфик и хидаят, поэтому не будем высокомерны в своей вере, а благодарны Богу за Его подарок — Веру и последуем его рецептам жизни, так как он хочет испытать, кто лучше поступками из нас, как сказано в Коране.

Можно только умом знать общеобязательные моральные нормы и даже пытаться следовать им, но не иметь их внутреннего усвоения, из-за того, что нет эмоционального переживания, сердечности веры, которая может быть подарена нам Всевышним.

Надо помнить, что мы не ограничены в понимании счастья и смысла жизни пределами земного существования. Отвергание последующей жизни ведёт к поклонению человека самому себе, что является формой идолопоклонства и несвободы.

А ведь человек — это особое Божье творение, которое Он изваял собственными руками, самое совершенное из всех существ, вершина творения, наместник Божий на земле. Так будем достойны этой чести и этого звания, будем нести доброту вокруг себя и удостоимся милостей Божиих.

Валиулла хазрат Якупов.

 

[Домашняя] [Символ веры] ["Богоискательство"] ["Вечный двигатель"] [Матрица сердца] [Магрифат] [Мактубат] [Накшбандия]

 [Качества суфия] [Краткий словарь] [Книги почтой] [Мазхабы] [Ханафитский мазхаб] [Таклид] [Посещение могил] [Савап усопшим]