На главную
 
Татарское "богоискательство" и пророческий ислам
 
Проблема "вечного двигателя" и ислам
 
Символ веры Насафи
 
Матрица сердца
 
Мактубат
 
Магрифат - познание
 
Накшбандия путь великих
 
Качества суфия
 
Краткий словарь суфийских терминов
 
Заказывайте книги
 

 

Выступление первого заместителя муфтия — председателя вакуфов Валиуллы хазрата Якупова на третьем съезде мусульман Республики Татарстанtc "Выступление первого заместителя муфтия — председателя вакуфов Валиуллы хазрата Якупова на третьем съезде мусульман Республики Татарстан"

Деятельность современного мусульманского священнослужителя весьма многообразна, ведь он руководит жизнью приходов, на его ответственности духовное воспитание многих людей, в то же время на нём замыкается решение бесчисленных хозяйственных, финансовых и организационных проблем. Благоприятное разрешение этих возникающих вопросов осложняется тем, что нам приходится действовать в постоянно  изменяющемся правовом поле, так как наше государство тоже переживает период своего становления.

В своём выступлении я постараюсь остановиться на хозяйственно-финансовой стороне деятельности мусульманских организаций, осветить накопленный опыт и обозначить проблемы, которые ещё требуют своего разрешения.

Для сокращения объема этого выступления мною была подготовлена брошюра под названием «Способы привлечения денег в мечеть и о хозяйственно-организационной деятельности прихода» на татарском языке, которая роздана каждому делегату, в ней даны ответы на часто задающиеся вопросы имамов, касающиеся работы со спонсорами, об изменениях в процедуре государственной регистрации приходов и о льготах для религиозных организаций.

 

Вакуфы

В отчетный период продолжалось осмысление мусульманским сообществом понятия вакуф и возможности его применения в правовом поле РФ. Весьма важным этапом в этом направлении нужно считать проведение в г. Казани в период с 14 по 17 июня 2004 года Седьмой Всероссийской конференции руководителей духовных управлений мусульман «Вакф и перспективы его развития в современном российском обществе», которая была организована Советом муфтиев России, Исламским банком развития и ДУМ РТ. В работе конференции приняли участие представители Королевства Саудовской Аравии, Кувейта, Египта, Ирана, стран СНГ и многих регионов РФ. Нужно отметить, что в условиях Татарстана всё ещё вакуф — эта важная сунна остается потенциальной, нереализованной. До сих пор не зафиксировано случаев пожертвований вакуфов в Татарстане в постперестроечный период.

В то же время до революции вакуфные объекты у мусульманских организаций появлялись через процедуры дарения и завещания. Вот почему нам больше внимания надо уделять разъяснению вопросов наследования и дарения для религиозных организаций.

Сейчас существуют все возможности завещать и передавать в дар то или иное имущество. Этот способ необходимо шире практиковать в интересах религиозных организаций.

Если к нам в мусульманскую религиозную организацию обращается наш прихожанин или другой человек, желающий передать свое имущество по завещанию, то необходимо в первую очередь с ним подробно побеседовать, в случае справедливости его намерений, поддержать их, объяснить пути решения. Очень важна правовая корректность, необходимо обязательно выяснить, является ли завещатель законным собственником, не обременено ли оно долгами, не могут ли на него претендовать наследники, имеющие обязательную долю по закону, не выдвигает ли завещатель условий, которые для мусульманской организации неприемлемы, может ли такое имущество по своему назначению быть в собственности мусульманской организации. Будущему завещателю необходимо объяснить, что для завещания обязательна письменная форма и нотариальное удостоверение с оплатой госпошлины. Также ему надо сообщить полное уставное наименование организации как юридического лица, что для завещания  является обязательным. Общеизвестным шариатским требованием является также непревышение такого завещаемого имущества одной трети от всего имущества завещателя, две трети которого в непременном порядке отходит к родственникам.

К сожалению, ещё не все известные вакуфные объекты возвращены мусульманским организациям. Более того расположенное в г. Казани здание известнейшего дореволюционного медресе «Күл буе» (ул. Марджани, 28), где учились Галимджан Баруди, преподавали Муса Бигиев, Заки Валиди и др. выдающиеся деятели нашей культуры, пытается приватизировать группа потерявших всякую совесть дельцов. Мы ещё раз обращаемся в компетентные государственные органы с просьбой помешать этой незаконной приватизации и продаже нашего общего национального наследия.

Мы также обращаемся в АН РТ с просьбой инициировать и поддерживать диссертационные проекты по теме вакуфов для их выявления и описания, ведь благочестивая передача имущества под опеку (вакф) имеет у нас давнюю традицию. У татар она всегда была связана с социальной сферой. Через процедуру вакуфа появлялась у нас недвижимость в форме различных школ, приютов, больниц и др. Особенность нашей религии требует сохранения их особого правового статуса, чтобы они функционировали до конца на богоугодной службе людям, поэтому они должны быть неотчуждаемы. Конфискация вакуфов советской властью больно ударила по социальной сфере мусульман.

В этой связи необходимо решить вопрос об окончательном возвращении всех вакуфных объектов, остающихся пока в чужих руках.

 

Мусульманская недвижимость

Продолжающийся до сих пор процесс строительства новых мечетей и зданий медресе в Татарстане всё более актуализирует задачу подготовки и специализации архитекторов и строителей мусульманских культовых зданий.

Одновременно необходимо предусмотреть в учебных планах мусульманских профессиональных образовательных учреждений преподавание основ мусульманской архитектуры и строительства, так как пока будущие мусульманские священнослужители, которым предстоит выступать заказчиками проектов и строительства зданий мечетей будучи незнакомы с этой сферой неспособны адекватно сформулировать задачу проектировщику, оценить качество их работ, в целом испытывают затруднения в организации работ, сопряженных со строительством, либо реставрацией зданий мечетей.

Все это зачастую приводит к появлению построек, не соответствующих традициям мусульманского градостроительства и даже затрудняющим проведение богослужений.

Архитекторы и строители, особенно работающие вне нашей республики, не имея  необходимой информации об основах Ислама, также испытывают значительные трудности  в проектировании и строительстве мечетей.

Завершение строительства мечети Кул Шариф привело к возникновению интересного опыта использования культовых зданий — собственно здание мечети остаётся на балансе государственной организации, которая обеспечивает эксплуатацию помещений, берёт на себя оплату эксплуатационных платежей, культовую же сторону курирует религиозная организация. Этот опыт вполне может быть востребован и в других городах республики. При строительстве больших культовых объектов, являющихся важными культурно-архитектурными центрами для городов вполне возможна их совместная эксплуатация с управлениями культуры при условии покрытия эксплуатационных расходов. Сейчас рассматривается такой вариант оформления деятельности достраивающейся Лениногорской Соборной мечети.

За отчетный период окрепшие приходы, которые обзавелись благоустроенными зданиями мечетей, начали обзаводиться и специализированными учебными зданиями медресе, в которых располагаются непрофессиональные религиозные курсы при мечетях, не ставящих целью подготовку мулл. В г. Казани такие здания появились у мечетей «Гадел», «Иман Нуры», «Рамазан», начато строительство такого здания у мечети «Ризван». Мечеть Марджани отреставрировала здание дореволюционного медресе «Марджания», в котором разместился Казанский Исламский колледж. Строительство такого рода зданий начальных учебных заведений очень важно, так как позволит впоследствии учреждать  в них полноштатные начальные медресе по опыту п. Кукмор, что резко повышает эффективность их деятельности, так как в них трудятся на профессиональной основе специализированные преподаватели.

Пора задумываться о внешнем виде наших культовых зданий, многие из них являются украшениями наших городов, поэтому они в вечернее время должны быть правильно и эстетично освещены, лучше если специально подобранными лампами зеленого цвета.

Дворы мечетей должны быть превращены в сады и цветники, чтобы приходящие в мечеть люди получали соответствующий душевный настрой, умиротворенность.

Заслуживает внимания открытие при мечети «Медина» г. Казани в отчетный период скважины природной воды, за которой приходят сюда многие окрестные жители и не только верующие мусульмане.

Вокруг многих городских мечетей начинают складываться многофункциональные мусульманские центры, диверсифицирующие предлагаемые верующим услуги, носящими не только духовный характер, но и связанные с ведением мусульманского образа жизни. Например, вокруг мечети Марджани сейчас открыт большой магазин «Аль-Марджан», ряд кафе и лавок, предлагаются площади для сервейинга. Самое важное, что этот комплекс имеет устойчивую тенденцию к развитию. Аналогичные процессы идут и в мечети «Булгар» г. Казани, в ряде мечетей г. Набережные Челны. Так, в мечети «Тауба» открылись кафе, швейное производство и таких примеров много. Такое разнообразие услуг укрепляет в том числе, и финансовую основу нашей деятельности, делает мечети доходными, позволяет им тратить возникшие средства на добрые дела социального служения и благотворительности. Хочется обратить Ваше внимание на ещё одно возможное направление деятельности нарождающихся мусульманских центров.

Для развития интеллектуальных форм Ислама в Республике необходимо обратить внимание и на создание специализированных библиотек. В последние годы значительно увеличился объем выпускаемой литературы, которая пока распределяется по частным рукам, практически в Республике нет центров целенаправленного сбора такой мусульманской литературы. ДУМ РТ совместно с лицензирующими органами ставит задачи перед учебными заведениями ДУМ РТ о необходимости создания полноценных библиотек. Пока же зачастую они представляют из себя формальные выставки, предназначенные больше для проверяющих медресе, чем для ученического и педагогического коллективов. При соответствующем укомплектовании этих библиотек в будущем можно было бы ставить вопрос об их публичности, доступности для исследователей, студентов светских вузов и активистов-прихожан. Эти библиотеки безусловно должны развивать в своём составе отделы, аккумулирующие издания в электронном виде. Помимо медресе такого рода библиотеки должны учреждать также и крупные городские мечети, особенно ощущается необходимость такого библиотечного центра в г. Казани. Тем более, что в таких городах наличествуют хорошо оснащенные светские библиотеки, имеющие налаженные связи, технологические приемы и методические решения. Их опыт библиотечного дела может напрямую осваиваться мусульманскими библиотеками.

Государство осталось глухо к нашим обращениям по поводу создания специализированной промышленной базы для производства инвентаря для мечетей — полумесяцев, минбаров, мечетных шамаилей и т.п. Тем более это обидно, что есть прецедент успешно действующего предприятия в г. Софрино у РПЦ, отметившее недавно своё 25-летие.

На II курултае мы приветствовали инициативу Казанского мухтасибата о создании конфессионального мусульманского кладбища. За прошедший период эта идея нашла своё воплощение в реальную жизнь. В пригороде г. Казани недалеко от Самосырово такое кладбище открыто, здесь уже начато осуществление захоронений. В будущем здесь предполагается создание условий для предоставления всего комплекса услуг, связанных с погребением.

Многие мухтасибаты республики в прошедший период усилили внимание к порядку на мусульманских кладбищах, входят в привычку организация субботников по очищению кладбищ после зимы. Так например такие субботники были проведены студентами Альметьевского медресе и силами молодых прихожан Тетюшской соборной мечети.

 

Отчётность перед государственными органами

Развитие правосознания в обществе и укрепление государственного порядка в стране требует от нас всё большего внимания к ведению бухгалтерского учёта. К сожалению, ещё лишь в некоторых мечетях установлены компьютеры, в большинстве приходов бухгалтерский учёт ведется вручную. Безусловно настало время уделения более серьезного внимания оснащению мечетей компьютерной техникой, в том числе использование компьютерных бухгалтерских программ. Сейчас у ДУМ РТ, РИУ и у многих общественных мусульманских организаций республики созданы неплохие  сайты в интернете, через которые можно оперативно получать информацию о деятельности ДУМ РТ, о принятых решениях, консультироваться по вопросам правовых коллизий.

Даже со многими мухтасибатскими управлениями ДУМ РТ вынужденно поддерживать связь через районные администрации, понятно, что это не всегда удобно. В предстоящий период нужно решить задачу компьютеризации хотя бы в первую очередь мухтасибатских управлений, организовать общение через электронные адреса, этим же способом рассылать и все важные решения, принимаемые центральными органами ДУМ РТ.

Таким образом на предстоящие четыре года надо ставить задачу осуществления компьютеризации нашей мусульманской системы республики, включающей задачу и подключения всех наших организаций к интернету. Очевидно, что эта задача будет иметь свои этапы, сопряженные не только с затратами на приобретение компьютерной техники, телефонизацию всех мусульманских культовых зданий, но и с обучением наличествующих кадров духовенства знаниям компьютерной грамоты. В то же время это отнюдь не фантастическая цель, она вполне осуществима и позволит нам многого достичь. Упорядочит внутридумовский документооборот и даже значительно приблизит местные религиозные организации к республиканскому центру, так как те через электронные адреса и сайты будут получать все решения практически мгновенно. Улучшится общественное реноме мечетей, наличие компьютера и интернета привлечет молодёжь, расширит возможности для самообучения местных имамов и т.д. и т.п.

Идущий в стране процесс телефонизации сельской местности поможет решить эту задачу. Для целевой программы компьютеризации мечетей необходимо работать со спонсорами.

Государство сделало шаги в облегчении налогового бремени в сфере землепользования религиозных организаций. За религиозными организациями сохранено право постоянного (бессрочного) пользования и после 1 января 2006 года. В соответствии с п. 4 ст. 395 НК РФ установлена налоговая льгота — освобождение от уплаты земельного налога в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

С введением в действие земельного кодекса РФ предоставление религиозным организациям земельных участков на праве бессрочного (постоянного) пользования прекращено, а на праве безвозмездного срочного пользования осуществляется в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения на срок безвозмездного пользования этими зданиями (п. 4 ст. 24 ЗК РФ).

На этих же основаниях, т.е. безвозмездно выделяются участки для строительства зданий религиозного и благотворительного назначения — на срок строительства этих зданий (п. 3 ст. 30 ЗК РФ).

Необходимо разъяснять прихожанам, что налоговые инспекции делают возврат части налога в случае пожертвований их со стороны физических лиц, если они укажут их в своих налоговых декларациях.

В связи с усложнением вопросов оформления прав на объекты недвижимости и земельные участки при ДУМ РТ был создан юридический отдел. Аналогичные юридические службы необходимо создавать и при городских мухтасибатах, особенно в казыятских центрах и при крупных городских мечетях и медресе.

В деле упорядочения финансовой деятельности приходов важную роль играют ревизионные комиссии. За прошедший период была проведена работа по повышению эффективности их работы. В ноябре 2005 г. состоялось республиканское совещание председателей ревизионных комиссий, в работе которой приняли участие и представители Счётной Палаты РТ. Регулярная деятельность ревкомиссий всех уровней является залогом прозрачности нашей деятельности, доверия к нам верующих. В предстоящий период необходимо завершить подготовку специального пособия для членов ревкомиссий, в которых должны быть показаны функции и виды всех проверочных и ревизионных действий. В усилении финансового контроля заинтересованы в первую очередь мы, священнослужители, так как транспарентность нашей работы только привлечёт к нам больше последователей и прихожан.

 

Организационные основы деятельности приходов

Успешность деятельности конкретной мечети зависит не только от образованности и красноречивости её имам-хатыйба, но и всех других работников и сотрудников прихода. Ведь заходящие в мечеть вначале сталкиваются с охранником, дежурным, либо с муэдзином. Если их плохо принимают, не оказывают соответствующего внимания, выказывают пренебрежение их нуждам, то это отталкивает человека от Веры, формирует негативное отношение ко всему мусульманскому духовенству.

Необходимо постоянно напоминать сотрудникам мечетей об огромной ответственности, лежащей на них, о важности доброго, приветливого отношения к пришедшим, несмотря на их внешний вид и возможные недостатки и издержки в одежде и в поведении.

Вызывает непонимание и неприятие у многих установление фиксированных цен на проведение обрядов в мечетях. Действительно, такой подход весьма спорен, так как получается, что если у кого-то нет достаточной суммы, то он не сможет провести религиозной обряд. Необходимо сохранить добровольность пожертвований, избегать какой-либо тарификации. К сожалению, регулярно поступают жалобы на вымогание «милостыни» в ряде городских приходов, этим занимаются, конечно, не имамы, а исполняющие обряды некие «бабаи». В этой связи необходимо усилить контроль со стороны имам-хатыйбов за лицами, выполняющими эти обряды. Заслуживает внимания опыт некоторых районов по проведению специальных курсов для таких людей, в том числе и абыстаев. Хочется напомнить, что обряды должны проводиться со стороны муэдзинов.

В этой связи следует уделить внимание подготовке муэдзинов, которые по уставу имеют свою сферу компетенции. Надо работать над ростом их профессиональной подготовки, периодически проводить обучающие семинары специально для муэдзинов, в том числе в разрезе сохранности имущества мечетей, использования качественного  инвентаря, для обрядов (обмывании, при похоронах и др.). Нередки также нарекания по качеству и мелодичности произнесения азана.

Не во всех мечетях оказывается должное внимание ведению учётных обрядовых книг. А ведь эти книги при регулярном их заполнении станут настоящей летописью мечетей, превратятся в ценный исторический документ, позволят проследить генеалогии поколений, их преемственность. Поэтому мухтасибам необходимо усилить контроль за ведением книг рождений, никахов  и смертей в приходах, следить по правильностью заполнения этих журналов. Сегодня мы с трепетом разглядываем  в музеях мечетные метрические книги, заполненные руками имамов Ш. Марджани и др. Очевидно, что и сегодняшние мечетные журналы будут интересны нашим потомкам в случае их тщательно заполнения.

Священнослужитель и его близкие не должны бедствовать, именно на приходах лежит обязанность обеспечения имамов хотя бы минимально необходимым уровнем достатка, иначе же у нас и далее корпус имамов будет состоять из общественников, которые не имеют возможности отправлять обязанности имам-хатыйба по-настоящему профессионально. В то же время забота о собственном благополучии не может быть главным занятием имамов, необходимо соизмерять уровень достатка с уровнем жизни прихожан, большинство которых сами находятся на грани бедности и нищеты, тем не менее несмотря на это жертвуют деньги в мечеть. Таким образом, мечеть для нас — это не место извлечения дохода и карьерного роста, а место духовного служения и очищения, самосовершенствования.

Ряд имамов отказывает в проведении некоторых обрядов, принятых в нашем народе, якобы борясь с нововведениями, в то же время эти люди не отказываются «освящать» иномарки, охотно участвуют в открытиях доходных предприятий, магазинов и т.д. В результате у народа складывается мнение о лицемерности мулл, тем более что такие обряды всё равно проводятся, но уже с участием сторонних от мечетей бабаев и абыстаев, усиливается финансово таким образом альтернативное внемечетное «духовенство».

До сих пор наиболее ощутимым источником поступлений у приходов остаётся поступаемая садака на два мусульманских праздника — курбан и ураза байрамы. Достоин внимания опыт Мамадышского мухтасибата, в котором налажена практика приглашения на эти праздники бывших односельчан, переехавших в города. Через родственников или знакомых им заблаговременно рассылаются пригласительные письма для участия в праздничных службах. Как показывает опыт, многие откликаются, приезжают, в результате сборы от садаки увеличились в некоторых приходах в три раза.

В отчётный период ДУМ РТ поставило в повестку дня упорядочение женской религиозной деятельности. До сих пор она во многом носит автономный характер и не связана практически с деятельностью мечетей. В то же время на проводящихся со стороны абыстаев религиозных межлисах аккумулируется немалая сумма денег, которые пока тратятся на неясные цели, зачастую не связанные с интересами мусульманского сообщества Татарстана. Необходимо расширять практику некоторых районов по учреждению официальных должностей главных абыстаев районов и мечетей, привлекать их к поддержке официальной религиозной жизни. Эти процессы вполне возможно осуществить в сотрудничестве с Союзом мусульманок Татарстана и его отделениями на местах. Необходимо рассмотреть и возможность открытия в республике специализированного учебного заведения по повышению квалификации абыстаев, работающего в форме курсов по аналогии с Институтом повышения квалификации имамов. Для этого можно было бы использовать освободившееся здание медресе «Йолдыз» г. Набережные Челны.

 

Работа с бизнесменами

Пока как правило, участие бизнесменов-мусульман в жизни мечетей зачастую ограничивается строительством новых зданий мечетей. Еще редки случаи участия представителей бизнеса в приходской жизни мечетей. А это очень важно, так как их возможности и опыт организационной работы очень востребован в общественном и благотворительном измерении деятельности мусульманских общин. Они могли бы стать незаменимыми добровольными помощниками имамов и абыстаев.

В качестве волонтеров и активистов в приходах не хватает интеллигенции, из-за чего часто слышится критика в адрес наших мечетей. Необходимо шире привлекать в состав мутаваллиятов светски образованных, известных людей, так как их знания светской культуры и науки помогут лучше донести до современных прихожан и особенно для потенциальных прихожан ценности Ислама, дойти, достучаться до их ума и сердца.

В приходах не нужно допускать однообразия и застоя, нужно менять периодически членов выборных органов, обновлять общественные советы. Это приведёт к активизации жизни, обновлению методов работы, разнообразит арсенал дагвата.

В сельских приходах необходимо расширять состав мутаваллиятов — приходских советов за счёт привлечения к их работе местного муниципального начальства, а также представителей интеллигенции. Ведь именно приходы решают многие социальные функции: благоустройство и порядок на кладбищах, забота о нищих и сиротах в приходе, воспитание и распространение нравственности, устранение конфликтов, возникающих между жителями, захоронение нищих и оставшихся без присмотра и др.

В рамках идущего реформирования местных властей в республике необходимо предусматривать получение участков сельскохозяйственного назначения для целей содержания мечетей и обеспечения их социального служения и благотворительности.

В связи появлением зданий мечетей во многих мусульманских пунктах нужно мобилизовать усилия активных прихожан и спонсоров на необходимости строительства около зданий мечетей зданий медресе и домов, предназначенных под служебное жильё для духовенства. Наличие служебного жилья при мечетях даст возможность приглашать на служение молодых имамов — выпускников учебных заведений, сохранить их в собственности прихода после их отъезда. Наличие в собственности приходов не подлежащего приватизации жилого помещения очень важно, его можно использовать для приглашения практикантов, проповедников из других регионов.

Полезно создание при приходах попечительских советов, членство в которых сопряжено с внесением определенного годового взноса. Эти средства должны направляться на благоустройство мечети, на содержание её штата, на образовательные цели в приходе и на благотворительность, ремонтные работы, помощь бедным прихожанам, поддержание порядка на кладбищах.

Попечительские советы могут избираться на общих приходских собраниях. Имамы должны быть членами по должности. Численный состав этих советов надо оставить на усмотрение приходов, в исключительных случаях пусть он будет состоять даже из одного человека, благотворителя.

В отчетный период российские государственные власти уделили серьезное внимание на проблему организации хаджа. В 2002 году был создал совет по хаджу при правительстве РФ. 4 ноября 2002 года ДУМ РТ провело конференцию по хаджу в г. Казани, в работе которой принял участие уполномоченный по вопросам хаджа, депутат Государственной Думы РФ А. Билалов. Намеченные на этой конференции процедуры организации хаджа показали свою правильность, в результате чего в последние годы удалось успешно решить большой комплекс организационных вопросов. В этом велика заслуга заместителя муфтия по хаджу Аяза хазрата Мингалиева, всех сотрудников департамента «Идель-хадж» ДУМ РТ.

 

Передовой опыт в деятельности мухтасибатских управлений

Многие имамы-мухтасибы относятся к своим обязанностям ответственно, ищут новые методы работы. Ниже мы приведем примеры некоторых из них, которые могут быть полезны и для других районов.

В Сабинском мухтасибате организовано благословение перед севом во всех хозяйствах района, имамы участвуют и в принятии первого урожая. Это повышает связь с местными товаропроизводителями, является эффективным средством дагвата, упования на Всевышнего. Также в этом районе налажена связь с Шеморданским мясокомбинатом, организовано наблюдение за правилами халяльного забоя животных и производства мясопродуктов.

Актанышский мухтасибат взял на себя оплату коммунальных платежей всех мечетей района. Такая централизация безусловно облегчит правильное оформление договоров с поставщиками газа и электроэнергии, упорядочит расчеты и уменьшит ненужные поездки десятков имамов по рутинным поводам оформления договоров и оплаты платежей в райцентры и в г. Казань. Этот опыт необходимо изучить и другим районам.

В г. Набережные Челны организован новый вид воспитательного учреждения — Центр дополнительного образования «Чулман», который расположился в здании бывшего медресе «Нуретдин». Воспитанники этого центра, проживая в нём, одновременно обучаются в государственной школе. Очевидно, что такие учреждения предоставляют возможность давать детям подлинное мусульманское воспитание.

В г. Мамадыше администрацией передано двухэтажное здание под медресе, в городе работает магазин «Халяль», кафе при дорожной мечети «Галиулла». Район разделен на 7 округов (даира), в которых назначены старшие имамы — мугавины. Проведен конкурс «Күркәм мечеть» (благоустроенную) в Мамадышском районе. Первое место заняла мечеть деревни Түбән Соң, имам-хатыйб — Навафил хазрат. Как уже говорилось, были разосланы письма по программе «Мәңге яшә газиз туган җирем».

В Кайбицах открыт магазин по реализации религиозных книг и символики.

Введен в эксплуатацию пристрой к мечети в г. Булгар размером 9ә15, где разместились тахаратхана и ряд классов, на это было потрачено 2 млн. рублей.

В Заинске оформлены документы о собственности на здания мечети, оформлены и технические паспорта, присвоены кадастровые номера на земельные участки, получены соответствующие свидетельства.

В г. Елабуге при помощи администрации было подготовлено специальное место для забоя животных в праздник курбан-байрам.

В г. Нижнекамске действует оборудованное место для забоя жертвенных животных, оно огорожено, т.е. собственно процесс резания скота не видят посторонние, зеваки и дети, всё производится в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Очевидна необходимость создания такого специализированного места и в г. Казани.

В г. Елабуге в соборной мечети был проведен День открытых дверей, когда в мечеть были приглашены молодёжь, учащиеся и даже возникла молодёжная организация — центр «Хидаят», который уже выпустил первый номер газеты «Наставление» на русском языке.

В Сарманове каждый год перед рамазаном проводятся курсы для имамов района, где они не только учатся, но и при необходимости проходят медицинское лечение.

В Нижнекамске в соборной мечети и в третьей махалле ифтары шли весь месяц, в них участвовало по 50–60 человек. При сборе Фитыр садака вёлся отдельный учет, в Нижнекамске собрано в прошлом году 108768 рублей, которые были розданы по отдельному списку в детдома, общество слепых и т.п.

В Кукморе руководитель колхоза им. Вахитова Хусаинов Нафик Факил улы оказывает финансовую помощь мухтасибату, кукморскому медресе и медресе «Мухаммадия». Пример достойный подражания.

В сентябре 2005 года в Альметьевске собрано 45 тонн картофеля в форме гошера для медресе, а в курбан-байрам 800 кг мяса курбан сдано в медресе им. Р. Фахретдина.

В Агрызе 24 чапана администрация сшила для имамов мухтасибата.

В Азнакаево 5 тыся рублей потрачено на покупку и раздачу мусульманских книг.

В Нурлате организована на 5 автобусах (210 человек) экскурсия в мечеть Кул Шариф.

В Алькеевском районе проведен 100-летний юбилей мечети в деревне Ургагар, в Нурлатском районе отмечен 100-летний юбилей мечети в д. Бикуле.

В Алькеевском районе проведен 100-летний юбилей имама д. Карамалы Габдуллы хазрата.

По данным Черемшанского района за последний год по сравнению с предыдущим количество пожертвованных животных увеличилось с 414 до 648, т.е. почти на 40%. Количество проведенных межлис-ифтаров увеличилось с 352 до 432, т.е. на 20% наблюдается рост. В Черемшанском мухтасибате продолжается благородная работа по сбору гошера. Так, в сезоне 2005 года передано в медресе 18 тонн картофеля и 6 центнеров лука. В дом же престарелых передано 13,7 тонн картофеля.

С января 2005 года Бавлинский и Бугульминский мухтасибаты совместно выпускают газету «Мусульмане».

Для обмена наработанным опытом в будущем необходимо шире практиковать проведение семинаров с участием имам-мухтасибов Республики.

Заключение

Прошедший четырёхлетний период и особенно последний 2005 год принёс мусульманам Татарстана много милостей от щедрейшего Аллаха. Заботясь о благе не только верующих, но и всего татарстанского общества Духовное управление находилось в тесном сотрудничестве с государственной властью, общественными организациями, верующими других традиционных конфессий. И хотя у нас ещё остаётся много трудностей и сложностей, всемилостивость Божья, Его помощь и благодать вселяют в нас надежду на благоприятное разрешение всех проблем.

Валиулла хазрат Якупов.

 

[Домашняя] [Символ веры] ["Богоискательство"] ["Вечный двигатель"] [Матрица сердца] [Магрифат] [Мактубат] [Накшбандия]

 [Качества суфия] [Краткий словарь] [Книги почтой] [Мазхабы] [Ханафитский мазхаб] [Таклид] [Посещение могил] [Савап усопшим]