Интеграционные процессы в современном мусульманском обществе

21 августа 2014 года в Казанском институте финансов, экономики и информатики прошел круглый стол на тему «Интеграционные процессы в современном мусульманском обществе», организованной с участием Республиканского центра подготовки кадров и Центра исламской культуры «Иман».

Открывая его работу, ректор Казанского института финансов, экономики и информатики Альбина Салихова рассказала, что возглавляемый ею вуз выиграл федеральный президентский грант по изучению современного мусульманского сообщества Татарстана. Будет исследована проблема неофитов в исламе, степени веротерпимости мусульман по отношению к представителям других конфессий, реального, а не декларируемого положения женщин в исламе, отношение к мигрантам. Речь идет о комплексном социологическом исследовании мусульман Татарстана.

Директор Республиканского центра подготовки кадров Лаура Ситдикова поведала, что ее центр стал победителем конкурса президентских грантов в 2014 году на и обучение студентов вузов и сузов по противодействию экстремизма и терроризма на религиозной почве.

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов в своем выступлении проанализировал изменения и развитие ситуации в Татарстане после теракта 19 июля 2012 года в Казани. Он подробно остановился на ситуации внутри Духовного управления мусульман Татарстана с приходом нового муфтия Камиля Самигуллина, сделал вывод о росте недовольства деятельностью нового муфтия Татарстана Камиля Самигуллина в среде мусульман региона. Показательным примером мнимой популярности и отсутствия всеобщей поддержки нового главы ДУМ Татарстана является провал на выборах в Общественную палату России, куда он выдвигался в качестве члена, и не смог попасть, потому что мусульмане не спешили идти за него голосовать, несмотря на попытку мобилизовать их административными методами. По его мнению, сейчас наметилась тенденция к разочарованию новым муфтием республики, на которого возлагались большие надежды, но многие наблюдатели отмечают лишь рост бюрократического аппарата муфтията, отдельные пиар-акции, развлекательные концерты вместо планомерной работы, улучшение материального благосостояния главы мусульман РТ и его приближенных. «Вы знаете, у каждого человека при его вступлении на новую должность есть кредит доверия, обычно год дают поработать, понимают, что человек должен собрать свою команду, после чего люди начинают оценивать результаты его работы», - начал свое выступление Раис Сулейманов, отметив, что для нынешней команды ДУМ Татарстана больше характерен, к сожалению, популизм, разовость акций, рассчитанных на внешний пиар-эффект, а не на систематическую работу. Он проанализировал издательскую деятельность, которая преподносится как вершина успеха работы Камиля Самигуллина, и пришел к выводу, что подавляющее большинство брошюр и книг, выпущенных издательством «Хузур», подконтрольного ДУМ Татарстана, представляют собой не новинки, а просто переиздания уже ранее и порой неоднократно выпущенных изданий, оригинальная ценность чего не так велика. «При этом на всю эту деятельность, на создание многочисленных сайтов, выделены огромные деньги от местных властей, однако отдача оказывается слабой», - отмечает Раис Сулейманов.

Но больше всего эксперта беспокоит ситуация интеграции фундаменталистов в официальные структуры ДУМ РТ, в сохранении на своих постах ваххабитов: «Сейчас многие ваххабиты маскируются под мусульман-традиционалистов, публично и демонстративно позиционируют себя как приверженцев ханафитского мазхаба, теперь появилась даже такая мода, но суть их от такой маскировки не изменилась: проблема религиозного экстремизма никуда не исчезла».

Раис Сулейманов остановился на раскладе сил внутри мусульманского сообщества Татарстана в вопросе борьбы за лидерство. «Знаете, в Татарстане муфтии сменяются достаточно часто, и вот если мы представим, что Самигуллин уйдет или его попросят уйти, то претендовать на пост муфтия будут два его заместителя Ильдар Баязитов и Рустем Хайруллин и казанский мухтасиб Мансур Залялетдинов», - полагает Раис Сулейманов. То, что Ильдар Баязитов сумел свой социальный проект по помощи слепым в своей мечети «Ярдам» превратить в политический капитал, видно невооруженным глазом: если раньше все официальные делегации приезжих федеральных чиновников вели в старейшую казанскую мечеть «Марджани», заезжим vip-персонам обычно ее показывали как предмет гордости, как обязательный пункт любой официальной программы пребывания любой делегации, в этой мечети публично молилась правящая элита Татарстана, тем самым оказывалось определенное доверие к ее имаму Мансуру Залялетдинову, рос его политический статус, то теперь экскурсии для высокопоставленных гостей предпочитают водить в казанскую мечеть «Ярдам», там любит молиться истеблишмент Казанского Кремля. Социальные проекты сегодня превратились в Татарстане в политический капитал, что сам религиовед считает неизбежным процессом: люди помогают другим людям и становятся заслуженно известными и популярными. «Посмотрите, какие из 60 мечетей Казани наиболее публично и наиболее успешно реализуют социальные программы: это мечеть «Ярдам» и мечеть «Гаиля» (имам – Рустем Хайруллин, имеет связи с районными имамами). Первая специализируется на помощи слепым, вторая – на организации семейного досуга. В информационном пространстве Татарстана мы видим только эти социально ориентированные мечети, их активно и заслуженно пиарят СМИ, остальные мечети в республике, включая ту же мечеть «Марджани», этим похвастаться не могут (даже активно занимающаяся шефством над детдомами Закабанная мечеть г.Казани сейчас мало присутствует в СМИ). У казанского мухтасиба Мансура Залялетдинова есть определенная ревность по отношению к Ильдару Баязитову, ведь последний сумел расположить к себе правящую верхушку Казанского Кремля, пользуется ее доверием. Эксперт отметил тот факт, что влияние Залялетдинова пытаются ослабить, для чего ввели должность старших имамов по районам Казани, чего раньше никогда не было.

Председатель Центра исламской культуры «Иман» г.Казани Наиль Гарипов выступил с докладом «Система религиозной структуры у мусульман современной России: перспективы развития». По его мнению, вместо единого муфтията, который был на большей нынешней территории России в период Российской империи и Советского Союза, с начала 1990-х годов шло создание региональными элитами собственных муфтиятов, т.е. сознательно был инициирован раскол единой мусульманской организации. «По сути ДУМ Татарстана – это детище татарского национального движения, поддержанного и местными властями, заинтересованного иметь свой собственный муфтият», - делает вывод Гарипов. Он рассказал, что был свидетелем, когда 15 октября 1991 года на митинге памяти павших татарских воинов по случаю взятия Казани Иваном Грозным у башни Сююмбике в Казанском кремле верховного муфтия России Талгата Таджуддина откровенно освистали местные национал-сепаратисты за то, что он призывал к организационному единству российских мусульман, а республиканские власти поддержали создание независимого ДУМ Татарстана. Гарипов озвучил такой факт: в России порядка 70 муфтиев-татар, 70 муфтиятов, во главе которых татары, а вот в Дагестане, где проживает около 40 народов, у них всех муфтий всего один.

Заведующий кафедрой Казанского института финансов, экономики и информатики Арслан Садриев считает, что ислам, как и любая другая религия, всегда связан с политикой. Развитие мусульманской уммы в России сегодня порой, по его мнению, трактуется как возврат к архаике, происходит консервация исламской уммы.

Подводя итог круглому столу, его модератор Наиль Гарипов сказал, что интеграционные процессы в мусульманском сообществе требуют дальнейшего изучения и мониторинга, что и будет продолжено в работе Казанского института финансов, экономики и информатики и Центра исламской культуры «Иман».

Новости

Смотреть все

Интеграционные процессы в современном мусульманском обществе

21 августа 2014 года в Казанском институте финансов, экономики и информатики прошел круглый стол на…

В Казани обсудили появление халифата в Ираке и его риски для Татарстана

В столице Татарстана прошел круглый стол на тему "Появление "исламского халифата"…

Цветы для Апанаевской мечети

Апанаевская мечеть обращается ко всем гражданам с просьбой помощи и содействия в благоустройстве территории…